

-
Инициативы для законопроектов не призваны блокировать функционирование туристического рынка
Министерство культуры Российской Федерации хочет разработать полный пакет инструментов по регулировке туристического рынка в целях обеспечения безопасности индустрии. В этом заключается смысл заявления, сделанного во вторник Владимиром Мединским, министром культуры. Аспекты, чья разработка носит наиболее ожидаемый характер, следующие: передача Ростуризму функций по надзору и контролю, подготовка реестров по турагентствам и туристам, узаконивание электронной путевки.
Наиболее «очевидная» в свете последних событий инициатива для законопроекта - передача Ростуризму функций по контролю и надзору, благодаря которому теперь ведомство сможет проверять туристические компании и при несоответствии установленному стандарту удалять их из списка. Такие кардинальные меры могут быть предприняты по результатам аудита, проводить который предстоит также Ростуризму. Будучи в реестре, оператор сможет осуществлять свою деятельность, а за его пределами — нет. Смысл обновленного реестра туроператоров будет заключаться в том, что ранее этот список был информационным ресурсом, а сейчас он должен стать механизмом регулирования туристического рынка.
Контроль туристической сферы никогда прежде не входил в сферу деятельности государственных органов. Результаты свидетельствуют о неоднозначных тенденциях: с одной стороны, выросла конкуренция, а с другой – опасность для турфирм и туристов стала непредсказуемой. Поэтому важно, чтобы законопроект включал в себя попытки добиться оптимального баланса.
Другие предложения Министерства культуры: повышение барьеров, нужных для присоединения к туристическому рынку, требование от туроператоров информации, которая служила бы гарантом недопущения критических последствий, требование банковской гарантии, обязанность выдачи клиенту туроператора бумаг, в которых его размещение вне РФ было бы официально подтверждено и которое бы гарантировало право на обратный билет. Также предлагается создать реестр турагентств в целях документирования их взаимоотношений с туроператорами, т.к. эти отношения никак, по факту, на настоящий момент не регулируются.Чтобы ситуация на рынке в каждый конкретный момент была наиболее ясная, предлагается создать процессинговый центр, который позволит подготовить туристический рынок к другому формату деятельности. Введение, например, одного только понятия «электронная путевка» способно повысить уровень контроля за рынком. Раскрытая в ходе выдачи электронной путевки информация четко покажет, где и в каком количестве планируют располагаться туристы, а также даже то, какие из операторов прибегают к демпингу.
Данную инициативу Минкультуры поддержала «Турпомощь» и заявила о том, что необходимо создать и реестр туристов. Смысл такого реестра в том, чтобы «Турпомощь» сразу располагала данными о том, сколько путевок продано, и в случае критической ситуации сразу могла оценить, какому числу туристов может понадобиться эвакуация. Вряд ли, однако, сами туристы будут рады сбору информации об их отдыхе, да и бюджет на реализацию создания такого реестра тоже определен неясно.
Ростуризм заявил, что реестр необходим, но важна, скорее, электронная база данных с информацией обо всех договорах с клиентами туроператоров. Таким образом, например, можно будет получать информацию о задолженностях туроператоров перед авиаперевозчиками и в случае критичной ситуации быстрее обмениваться информацией со всеми задействованными компаниями: страховщиками, хотельерами и авиаперевозчиками.
Несмотря на очевидную необходимость в вышеописанных изменениях, все вопросы до сих пор являются в большинстве своем дискуссионными. Но это тоже важный момент, т. к. бездумное перерегулирование туристической сферы может стать иной проблемой похожего масштаба.
Дата публикации 13 августа 2014